ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
«НООСФЕРА – ОЛИГАРХИЯ - ТЕРРОРИЗМ»
(«По книге «Час Быка» И. ЕФРЕМОВА)
Вымирают неизбежно все сменяющие друг друга виды животных и человек тоже, если он пренебрежет познанием биологических явлений в их историческом развитии. Моралисты давно увидели неизбежность распада прежней морали, исходившей из религиозных догм, но в отличие от философов-диалектиков не видели выхода в переустройстве общества. Огромное большинство всех бед – от невежества, то есть слепоты познания.
Трудна работа историка, особенно когда ученые стали заниматься главным – историей духовных ценностей, процессом перестройки сознания и структурой ноосферы – суммы созданных человеком знаний, искусства и мечты…С увеличением земного населения и развитием монокультуры европейского типа историкам удалось перейти от субъективных догадок к подлинному анализу исторических процессов. С другой стороны стало труднее выяснять истинное значение документации. Дезинформация и чудовищная ложь стали орудиями политической борьбы за власть.
Духовные морально-этические основы будущего мира создает борьба за знания, правду, справедливость, за сознательное завоевание здоровья и красоты. Человечество, измученное существованием на грани постоянной всеистебительной войны, раздробленное классовой, национальной и языковой рознью, истощившее естественные ресурсы планеты, уже начало делать первые шаги к социалистическому объединению, открывающему путь к бессмертию.
Величайшая загадка жизни – материя, пораждающая в себе самой силы, для разгадки себя, копящая информацию о себе самой – змея, вцепившаяся в собственный хвост! А знаете ли вы, какое страшное слово «никогда» и как трудно с ним примириться? Может быть по настоящему-то человек только тот, кто находит в себе силу совместить глубокое чувство и это беспощадное «никогда». Ведь в самой своей основе человек устроен как протест против «никогда». Страх перед реальностью, ведущий к разрыву с ней, к созданию иллюзий и искажению действительности, всегда овладевает человеком, не закаленным с детства для борьбы с силами природы.
В плохо устроенном обществе человек или должен развивать в себе крепкую, бесстрашную психику, служащую самозащитой, или, что бывает гораздо чаще, он надеется только на внешнюю опору – бога. Если нет бога, то у него возникает вера в сверхлюдей, с той же потребностью преклонения перед солнцеподобными вождями, всемогущими государями. Те, кто играл эту роль, обычно темные политиканы, могли дать человечеству только фашизм и ничего более.
Они применяли методы проникновения в психику человека через подсознание, что широко использовалось в пропагандистской демагогии фашистских и лжесоциалистических государств. Гитлер расценивал свой народ как стадное сборище обезъян, он вопил, орал, багровел в яростных припадках, извергая ругань и слова ненависти, заражая толпу ядом своих несдержанных эмоций. Вот его слова: «В толпе инстинкт выше всего, а из него выходит вера». С противниками не спорят – на них кричат, плюют, бьют, а при надобности уничтожают физически. Те же методы использовались при олигархическом лжесоциализме.
Перед нами вопрос: вмешательства – невмешательства в процессы развития, в судьбу отдельных людей и народов. Преступны навязанные силой готовые рецепты, но не менее преступно хладнокровное наблюдение над страданиями миллионов живых существ, животных ли, людей ли. Фанатик или одержимый собственным величием психопат без колебаний и совести вмешивается во все. В индивидуальные судьбы, в исторические пути народов, убивая направо и налево во имя своей идеи, которая в огромном большинстве случаев оказывается порождением недалекого ума и больной воли параноика.
Разве можно полностью отвергать вмешательство, если само общество больно, если в течении многих веков оно не перестает внушать людям с ранних детских лет, что они рабы божьи и поэтому обязаны мол терпеть своих господ, поставленных над ними самим Вседержителем. Как же сражаться с насилием, не применяя силы? Как не поскользнуться в такой борьбе? Как уберечься от невежества и мстительной алчной злобы власть имущих? Вероятно, для этого есть лишь один надежный путь – путь самоусовершенствования и дисциплины. Только всемерно преображая самих себя, мы можем помочь другим и обществу в целом стать лучше. Без этого у нас нет будущего. Что же такое ступени к социализму и коммунизму, как не вмешательство знания в организацию человеческих отношений?
Человек – это кульминация трех миллиардов лет естественного отбора, слепой игры на выживание, завесу над которой впервые приподнял Дарвин. Мы связаны через гены исторической преемственностью со всей животной жизнью нашей планеты и погружены в неощутимый океан мысли, накопленной информации. В ноосфере – все мечты, догадки, вдохновенные идеалы тех, кто давно исчез с лица Земли. Тут и разработанные наукой способы познания, творческое воображение художников, писателей, поэтов всех народов и веков.
Только создание условий для перевеса не инстинктивных, а самосовершенствующихся особей может помочь сделать великий шаг к подъему общественного сознания. С развитием мощных государственных аппаратов власти и угнетения, с усилением национализма, с накрепко запертыми границами, особенно сильно стал процветать в обществе искуственный ад лжи и насилия, получивший латинское название «инферно». Люди невольно путались в природных и общественных противоречиях, пока Маркс не сформулировал простого и ясного положения о прыжке из царства необходимости в царство свободы - единственно возможным путем – путем переустройства общества.
Но и тут оказалось потом, что ложь способна вызывать ответную ложь, испуг – ответные попытки устрашения, для преодоления которых нужны были новые обманы и застращивания, и все продолжало катиться вниз неудержимой лавиной ужаса и горя. Ведь всякая вновьобразованная неустоявшаяся социальная система имеет тенденцию самоизолироваться, ограждая свою структуру от контакта с другими системами, чтобы сохранить себя. Естественно, что стремиться сохранить несовершенное могли только новые привелегированные классы-группы данной системы – угнетатели.
Они прежде всего создавали сегрегацию своего народа под любыми предлогами – национальными, религиозными, чтобы превратить его жизнь в замкнутый круг инферно, отделить от остального мира, чтобы общение шло только через властвующую элиту. Поэтому инфернальность неизбежно была делом ее рук. К тому же оставалась возможность появления индивидов с архаическим пониманием доблести, с диким стремлением к власти над остальными, возвышению себя через унижение других. Ведь и одна бешенная собака может искусать и подвергнуть смертельной опасности сотни людей. Так и человек, с искривленной психологикой в силах причинить в добром окружении ужасные бедствия, пока его сумеют изолировать.
Формы монополистического государственного капитализма и муравьиного лжесоциализма смыкались в нашей земной истории установлением олигархических диктатур. На первых порах социализм подражал капитализму в его гонке за материальной мощью и массовой дешевой продукцией, иногда принося в жертву идеологию, воспитание, искусство. Некоторые страны пытались создать у себя социалистическую систему как можно скорее, жертвуя всем, чем могли, и хуже всего – невосполнимыми человеческими и природными ресурсами.
В то же время Америка – наиболее мощная капиталистическая страна, ставшая на путь военного диктата, сконцентрировала все важнейшие отрасли промышленности в руках государства, чтобы исключить флуктуации и сопротивление предпринимателей. Именно в Америке, с ее антисоциалистической политикой, гангстерские банды пронизали всю промышленность, госаппарат, армию и полицию, всюду неся страх и коррупцию. Началась борьба со все усиливающимся политическим влиянием бандитских объединений, начались политические терроры, вызвавшие усиление тайной полиции и в конечном счете захват власти олигархией гангстерского типа.
Муравьиный лжесоциализм создался и в Китае, ставшим недавно на путь социалистического развития, путем захвата власти маленькой группой, которая с помощью недоучившейся молодежи разгромила государственный аппарат и выдвинула как абсолютно непререкаемый авторитет «великого», «величайшего», «солнцеподобного» вождя. В том и другом случае конечным результатом была бесчеловечная олигархия с многоступенчатой иерархической лестницей. Подбор на этой лестнице происходил по признаку бездумной и безответственной преданности, подкрепляемой дешевым подкупом.
Монополистический госкапитализм невозможен без олигархии, ибо при неизбежном падении производительных сил можно хорошо обеспечить лишь привилегированную верхушку. Бесчисленные преступления против народа оправдываются тогда интересами народа, который на деле рассматривается как грубый материал исторического процесса. Для любой олигархии важно лишь, чтобы этого материала было побольше, чтобы всегда существовала невежественная масса – опора единовластия и войны. Это вызывает безумное расточительство производительных сил планеты, разрушение великого равновесия биосферы, достигнутое миллионами веков природной эволюции. А для «материала» – народа – бессмысленность жизни доходит до предела, обусловив наркоманию во всех видах и равнодушие ко всему.
В олигархическом обществе, возникшем из госкапитализма есть остатки религии и очень плохо поставлено дело воспитания. Капитализм заинтересован в техническом образовании и поддерживает проповедь религиозной морали. Муравьиный социализм, наоборот, тщательно искореняет религию, не заинтересован в высоком уровне образования, а лишь в том минимуме, какой необходим, чтобы массы послушно воспринимали «великие» идеи владык – для этого надо, чтобы люди не понимали, где закон, а где беззаконие, не представляли последствий своих поступков и полностью теряли индивидуальность, становясь частицами (по выражению Сталина «винтиками») слаженной машины угнетения и произвола.
Кроме морали религиозной и обычного права, возникшего из общественного опыта, есть духовные устои, уходящие корнями в тысячи веков социальной жизни в диком состоянии. Они скрыты у цивилизованного человека в подсознинии и в сверхсознании. Если и этот опыт утрачивается в длительном угнетении и разложении морали, тогда ничего от человека не остается, кроме отсутствия инициативы и, пожалуй, еще страха перед вышестоящими. Многообразные страхи, пронизывающие такое общество, аналогичны суеверным страхам, где ужас перед богами заставляет ограждать себя сложнейшими ритуальными обрядами вместо сознательной ответственности за свои поступки.
Это превращает массу в толпу, в человеческое стадо, как было и в Темные Века Земли, когда христианская церковь фактически выполняла задачу Сатаны, озлобив и сделав убийцами множество людей. Именно в фазе госкапитализма выявляется вся бесчеловечность подобной системы. Едва устраняется конкуренция, как сразу же отпадает необходимость в улучшении и удешевлении продуктов производства. Олигархия властвует лишь ради своих привилегий. Существо этой формы в неравенстве распределения, не обусловленном ни собственностью на средства производства, ни количеством и качеством труда. В тоже время во главе всего стоит частный вопрос личного успеха, ради которого люди готовы на все, не заботясь об обществе и будущем. Все продается, дело только в цене.
Лжесоциализм, усвоив от госкапитализма демагогию и несбыточные обещания, смыкается с ним в захвате власти группой избранных и подавлении, вернее, даже физическом уничтожении инакомыслящих, в воинственном национализме, в террористическом беззаконии, неизбежно приводящим к фашизму. Без закона нет культуры и даже цивилизации. В таких условиях великое противоречие личности и общества не может быть разрешено. Самая страшная опасность организованного общества – чем выше организация, тем сильнее делается власть общества над индивидом. И если борьба за власть ведется наименее полезными членами общества, то это и есть оборотная сторона организации.
Чем сложнее общество, тем больше в нем должна быть дисциплина, но дисциплина сознательная, следовательно, необходимы все большее и большее развитие личности, ее многогранность. Однако при отсутствии самоограничения нарушается внутренняя гармония между индивидом и внешним миром, когда он выходит из рамок соответствия своим возможностям и, пытаясь забраться выше, получает комплекс неполноценности и срывается в изуверство и ханжество. Вот отчего у нас так сложно воспитание и образование, которые практически продолжаются всю жизнь.
Для борьбы с системой олигархического угнетения надо создать людей высокой психофизиологической тренированности, людей безвредных в своем могуществе. И прежде всего научить их бороться со всепроникающей «избранностью» - системой противопоставления владык и толпы, всеведущих ученых и темных невежд, звезд и безталанных, элиты и низшего рабочего класса. В этом корень фашизма и развращения человека.
В капиталистической олигархии, чем выше тот или иной класс, группа или прослойка стоит на лестнице общественной иерархии, тем больше в ней убийц, прямых и косвенных, потенциальных и реальных. Убийцы бывают разного плана – сознательные и безсознательные. Одни поступают так из прислуживания владыкам, другие из невежества, когда пост, решающего значения, занимает необразованный, темный человек. Виды убийств многообразны.
Общество, а не стадо воспитывает человека. А толпа – стадо, она не может копить и сохранять информацию. Преступно лишать людей знаний и правды. Омерзительна ложь, приводящая многих к умственной деградации. Руководимые лишь простейшими инстинктами, подобные люди сбиваются в стадо, где главное развлечение – садистские удовольствия. Когда человеку нет опоры в обществе, когда его не охраняют, а только угрожают ему, и он не может положиться на закон и справедливость, он созревает для веры в сверхестественное – последнее его прибежище. (Отсюда суеверия, мистика)
Современный человек – результат слияния различных сходившихся в течении миллионов лет ветвей. Поэтому наследственность его хранит множество психологических сущностей, и разница между индивидами очень велика. В этом ключ к совершенствованию и преграда для превращения людей в муравьиное общество. Слияние различных типов психологических структур, которое всегда будут вести себя по-разному в общем потоке культуры, - величайщее чудо и свидетельство о прекрасных качествах человека в направляющих рамках общественного сознания. Зачем же тратить последние ресурсы планеты на дураков и психопатов, дробящих истину на мелочные откровения и создающих великую путаницу мнений?
Олигархическая система издревле практиковалась на Земле, принимая различные формы – от тиранических диктатур в Ассирии, Риме, Монголии, Средней Азии до самых последних видов национализма на капиталистическом Западе, неизбежно ведущих к фашизму. Когда объявляют себя единственно – и во всех случаях – правым, это автоматически влечет за собой истребление всех открыто инакомыслящих, то есть наиболее интеллигентной части народа. К осуществлению этой задачи повсеместно пытаются привлечь и ученых. Это ведет к превращению большинства народа в тупых дешевых роботов, покорных исполнителей любой воли.
Средства духовной ломки - террор и голод плюс полный произвол в образовании и воспитании. Духовные ценности знания и искусства, тысячелетиями накопленные народами, изымаются из обращения. Вместо них внушают погоню за мнимыми ценностями вечных загробных царств. Таким образом владыки могут делать все, что угодно, а объяснения необходимости их деяний предоставляются ученым слугам.
Абсолютная власть нередко попадает в руки психически ненормальных людей. Именно параноики с их бешенной энергией и фанатической убежденностью в своей правоте становятся политическими и религиозными вождями. В результате резко увеличивается число больных с маниакальной депрессивной психикой, и основой их жизни становится страх.
С развитием технической цивилизации все большее число людей исключается из активной жизни, так как действуют они только в очень узкой сфере своей специальности, более ничего не умея и не зная. Они делаются ничего не значащими придатками своих профессий, пассивными пассажирами разнообразных средств передвижения.
Если представить себе человечество в виде пирамиды, то чем выше она, тем острее – и малочисленней – верхушка, состоящая из активной части людей, и шире основание. Если раньше отдельная личность была многогранна и крепка, то с ростом пирамиды, с потерей интереса к жизни она становится слабее и неспособнее. Какова бы ни была элита верхних слоев, все тяжелее становится нижним и соответственно углубляется инферно. При такой тенденции цивилизация, выросшая из технократического капитализма, должна неизбежно рухнуть. Но рухнет она только тогда, когда внизу накопятся силы, способные на организацию более совершенного общества.