Человечество тратит в год на сигареты 400 миллиардов долларов, а на детское здравохранение всего 13.
Официальная статистика
Сегодня, когда человечество в силу исторического развития начинает невольно переходить на новый цивилизационный путь, первостепенное значение этических норм диктуется самой практикой жизни. Научная мысль неизбежно меняет иерархию своих оценочных категорий. Ученые не могут уже относиться к этике, как к умозрительному субъективно-философскому понятию, и вынуждены рассматривать ее, как естественную составляющую объективных, вселенских, природных закономерностей. Механизм стремительного роста рыночного капитализма заставляет науку и технику идти вперед семимильными шагами. За последние два-три века сформировалась индустриально-технологическая цивилизация, а с появлением глобальных коммуникационных сетей и компьютеров начинает создаваться и открытое информационное общество.
Но в основе рыночных отношений попрежнему лежат построенная на ложных религиозных представлениях буржуазная идеология и узко прагматическое частнособственническое миропонимание. В чаду «свободного» рынка прогрессивный аспект здоровой конкуренции все больше уступает место оголтелому, безоглядному потребительству. Человек, как личность, теряет свое лицо и превращается в простую покупательную единицу, как недавно у нас, при псевдосоциализме, превращался, по выражению Сталина, в малозначащий, легкозаменимый винтик. Всевластие финансовых монополий, владеющих средствами массовой информации, привело общество на грань нравственно-экологической катастрофы. Не помогают уже и отдельные программы политэкономических преобразований. Пора! Давно уже пора бы придти к иному миропониманию, изменив сознание людей на базе новой, действительно научной ноосферной парадигмы.
По прогнозам Всемирной ассоциации исследований будущего однобоко развивающемуся человечеству на рубеже ХХ1 века осталось, вероятно, жить-то всего тройку пятерку десятилетий. Затем неминуемо разразится тяжелейший экологический кризис из-за загрязнения окружающей среды и нарушения устойчивого баланса биосферы. Причины кризиса-катаклизма – гонка вооружений, рост численности населения, потеря нами чувства меры в эксплуатации земных богатств и неуправляемый технологический прессинг на природу, вызванный несоответствием необычайно быстрого научно- технического прогресса и резким отставанием в развитии духовно-нравственного сознания общества. Научно-техническая и социальные революции без соответствующего ментального преображения (революции массового сознания) явно ведут в тупик.
Отравленные частнособственнической идеологией, в погоне за сиюминутным успехом, в яростной конкурентной борьбе друг с другом, люди, как и столетия назад, продолжают считать себя избранными, любимейшими созданиями Господа Бога, сотворенными по его образу и подобию, что дает им якобы моральное право безответственно относиться к окружающей природе, насилуя и разрушая ее, как вздумается. Попытки преодолеть подобные опасные заблуждения с помощью атеизма, взятого на вооружение вчерашними коммунистами, тоже не дали пока существенного эффекта, поскольку сами-то социалпреобразователи, точнее подавляющее большинство из них, вместо того, чтобы, опираясь на науку, развивать собственные мозги, предпочли с суеверной доверчивостью следовать за своими продажными, хитроумными вождями, которые не задумываясь предали их и, сменив убеждения за тридцать западных сребренников, переметнулись обратно в лагерь жиреющих за чужой счет капиталистов.
Однако теперь все большее число людей всех слоев и прослоек, как у нас так и за рубежами, начинают понимать, что старая антинаучная социальная система взглядов, опиравшаяся на противопоставление материи и сознания и воспринимающая жизнь, как некую случайную волю незримого творца, явно не соответствует объективной реальности. Кризисный финал современной технократии срочно требует кардинально нового ноосферного мироосмысления. Научная мысль напряженно ищет более адекватную теорию, объясняющую строение мира.
Не случайно появились Синергетика и Биоинформатика – первая, как наука о законах эволюции и самоорганизации сложных систем, - вторая, как область знания, изучающая сознание на основе исследования информационно-энергетических взаимодействий между природой и человеком. Их цель создание единой научной картины мира, включающей в себя как физику косной природы, так и феномены жизни и сознания. Такое единое, действительно научное миропредставление и призвано помочь человечеству преодолеть угрозу назревающей катастрофы и дать возможность организовать жизнь на Земле без силовых противостояний и противоборства, ведущих к самоистреблению.
Если две кровопролитнейшие мировые бойни, стоившие жизни многим миллионам и завершившиеся испепелением в огненном атомном вихре двух огромных японских городов Хиросимы и Нагасаки, не заставили людей очнуться от безумного эгоизма и алчного потребительства, то уж неизбежные «Чернобыли» и живые-то бомбы-самолоты, ведомые террористами смертниками, врезавшиеся в небоскребы Нью Йорка 11 сентября 2001 года, как и нескончаемая серия взрывов в других городах планеты, вынуждают теперь всех, кто способен еще шевелить мозгами, задуматься о реальной опасности, нависшей над обществом и над каждым из нас в частности, как и над будущими поколениями наших потомков.
Сегодня уже не только ученые и интеллигенция, но и простые малограмотные люди начинают осознавать, что никакая суперцивилизация с самыми высокими индустриальными и инфрмационными технологиями не заменят назревшей необходимости самосовершенствования, как в плане индивидуальном, так тем более и в общественном. А для этого нужно новое по настоящему коллективистское ноосферное мировозрение, способное объединить всех в общем стремлении сохранить жизнь на Земле. И лишь серьезная наука, очищенная от дурмана лжи, религиозного фанатизма и мистического шарлатанства, может помочь решить эту глобальную задачу.
Ведь, как справедливо заметил недавно ушедший от нас академик Н.Н. Моисеев: «Наука это, в конце концов, некоторый язык, «упаковывающий» наши знания в удобные схемы, так их кодирующие, чтобы накопление, хранение и использование этих знаний для практики и получения новых знаний было наиболее удобно и эффективно». Зачем же столь общеполезный по всеобщему признанию язык засорять без надобности досужей фантастикой и бездаказательной, маловразумительной библейской абракадаброй? Разве цель и значение подлинной науки не в том, чтобы дать возможность добытым талантливыми учеными знаниям с пользой и эффективностью служить человечеству?
Но для этого надо правильно понимать вновь открываемые области знания и учиться грамотно владеть ими. Заниматься же этим должно хорошо организованное дружное и ответственное общество, способное своевременно расшифровывать научные коды схем, чтобы надежно следить за их должным использованием. Без достаточного же понимания возможных последствий – грош цена любым изобретениям, открытиям и деяниям, потому что пилить сук, на котором сидишь – занятие недостойное для существ разумных.
Кстати, именно такое мнение складывается порой кое у кого о российской разновидности «Homo Sapiens» при анализе истории последних десятилетий нашей многострадальной Родины. Однако стоит ли винить россиян или во всяком случае значительную часть их за то, что они так легко поверили лживым обещаниям прозападной пропаганды псевдодемократов, как прежде безоглядно доверились лжекоммунистам. Не зря говорят, что на ошибках учатся. А тем, кто берет на себя смелость идти впереди, трудно не ошибаться. Да и к создателям теории «научного коммунизма» вряд ли стоит предъявлять неоправданные претензии.
В трудах Маркса, Энгельса и Ленина не так уж много изъянов и
просчетов. Идеи вдохновившие народы царской России на Великую Октябрьскую
Революцию вовсе не были столь утопичны, как пытаются представить это
современные реставраторы капитализма. Скорее уж они были не достаточно хорошо
поняты и усвоены нашими дедами и отцами, рьяно, но неумело пытавшимися впервые
в истории претворить их в жизнь. Но откуда бы и взяться лучшему пониманию, если
прежнее миропредставление основывалось сплошь на поповских баснях, когда
каждому человеку с детства настойчиво внушалось, что он жалкий раб божий и
должен терпеть поставленных над собой господ, дабы попасть в рай и не угодить
«Боже упаси!» в ад.
Даже теперь, после семидесятилетнего перерыва в церковном засилии, многие еще продолжают чистосердечно уповать на божью милость и яростно призывают ближних к вере и покаянию. Надежда на святых угодников и заступничество Всевышнего им кажется куда надежнее опоры на собственную сообразительность и научные знания. И их не трудно понять. Ведь для того, чтобы осознать глубинный смысл бесконечно многослойного бытия, необходимо учиться столь же глубинно мыслить, а не отражать лишь ничтожную, видимую и недоразвитым невеждам, поверхностную часть Вселенной. Ведь природные чувства наши, даже при их умелом и постоянном развитии, обладают определенной ограниченностью. Не всегда помогают здесь и самые сложные инструменты, такие, например, как микроскоп или огромные современные телескопы. Лишь вырабатываемые годами труда способности талантливых ученых-исследователей помогают порой приоткрывать завесы с невидимых простым глазом тайн беспредельно разнообразной Природы.
Так что скорей стоит, пожалуй, пожалеть, что исторически сложившаяся близорукость не позволила голосующему большинству россиян вовремя разглядеть лицемерную сущность своих вчерашних правителей лжекоммунистов, решивших, без обсуждения с народом в одночасье, разрушить их могучую державу (пусть даже еще не успевшую стать по настоящему социалистической) и переметнуться за ничтожные подачки и пустопорожние обещания в стан частнособственников псевдодемократов, тотчас превративших страну в слабосильную полуколонию, а доверчивых жителей ее в подлинных рабов, вымирающих по миллиону в год от голода, холода и социальных неурядиц.
Тут уж невольно вспомнишь ходячее выражение о тех, кто, в пылу замутненного ложью сознания и традиционного невежества, готов выбросить на свалку истории вместе с грязным бельем и новорожденного ребенка, тем более не простого, а долгожданное дитя социальной справедливости. Не пришлось бы нашему народу снова в кровавых муках рожать другого подобного, потому что в реальной жизни больше-то некому спасать, погрязшее во лжи и насилии человеческое общество, считающее своей единственной высшей целью максимальное извлечение прибыли, из наворованного капитала и хищнически разоряемой Земли, ради удовлетворения своих постоянно растущих, не ограниченных здравым смыслом, капиталистических потребностей.
Теперь, коль уж мы коснулись потребностей и здравого смысла, попробуем заглянуть поглубже и в эту не слишком прозрачную область мироздания, связанную непосредственно с нами и во многом определяющую наше теперешнее и тем более завтрашнее бытие. Наиболее ясной здесь представляется концепция разделившая потребности на природно-необходимые и паразитарные. Как первые так и вторые имеют свои совсем разные системы ценностей. Если первые можно свести к формуле -–"«Живи и жить давай другим!», то вторые сводятся к формулеровке – «Хватай сколко можешь, после нас хоть потоп!».(Вероятно, последней формулировкой и руководствовалась компания Ельцина.) Однако вполне очевидно, что лишь ориентация на природно-необходимые потребности позволит людям преодолеть надвигающуюся экологическую катастрофу, а паразитизм и неуемное потребительство неизбежно ведут к незатухающим конфликтам, братоубийственным войнам и невосполнимым потерям.
Процесс исторического становления организма человека создал предпосылки, предоставляющие каждому из нас недоступные животным возможности приобщения, через прижизненное развитие, к общечеловеческой духовной культуре, к опыту и знаниям предыдущих поколений. Зачем же отнимать такую возможность у себе подобных и тем более у собственных потомков, которые наверняка будут более способными и талантливыми, чем мы, так как смогут воспользоваться и нашими добавками в общенародную копилку непреходящих ценностей, чтобы жить дружно, счастливо и долго, радуясь беспредельно прекрасному разнообразию мира, и радуя его, если и он обладает чувствами, своим сознательным присутствием.
Вот почему из всех проблем взаимоотношения человека с Природой именно социальные проблемы являются сейчас самыми острыми и важными. От их решения зависит и качество жизни людей на Земле и сама возможность их выживания перед лицом растущей угрозы экологических катаклизм и самоуничтожения в термоядерных войнах. Общество – сложнейшая разумно-материальная система, состоящая из не менее сложных разумно-материальных элементов – людей. Оно обладает не только наследственными генетическими программами развития отдельных особей, но и общей памятью, аккумулирующей практический, исторический опыт и знания, в виде информации, передающейся от поколения к поколению. Поэтому в познании закономерностей общественного развития, как и при изучении Природы и личности, необходим научный, строго системный подход.
Вероятно, мало кто не согласится с тем, что как раз разумные, высоконравственные потребности человека являются главным его отличием от животного. Такие потребности формируются лишь в обществе и удовлетворяются они только через общественные взаимоотношения, через разделение труда, через умелое использование изобретенных в прошлом и в нстоящем орудий, при совместном производстве потребительских благ, которые никогда не смог бы создать отдельный индивид. Вне общества человек не смог бы ни иметь, ни использовать даже ничтожную часть тех материальных и духовных богатств, которыми владеет теперь самый обыкновенный представитель «гомо сапиенс».
Но люди не могут безнаказно уподобляться хищным животным и бесконечно паразитировать на теле живой природы, без учета ее востановительных возможностей. Не может человеческое общество превращаться и в звериную стаю или в бемозглое стадо, не способное сохранять кормящую его биосферу, а именно этим злостно грешит современное буржуазное общество тупоумно мнящее себя высшей ступенью человеческой цивилизации.
Между тем на деле эта «высшая ступень» сводит жизнь людей к погоне за телесным и психологическим комфортом, за социальным признанием и низменными удовольствиями. Она не столько удовлетворяет их естественные, природные потребности, сколько диктует новые, все более искусственные и разрушительные. Отсюда не только повсеместное процветание наркобизнеса и оголтелой проституции. Достаточно заглянуть в любую сферу человеческой деятельности и особенно в экономическую, чтоб увидеть к чему ведет такая техногенно-потребительская вакханалия.
Цифры тут говорят сами за себя: человечество тратит в год 400 миллиардов долларов на сигареты, 250 – на рекламу, 40 на гольф, а на детское здраворхранение всего 13, на санитарию и чистую воду 9, на начальное образование 6 миллиардов. При этом надо еще учитывать бесконтрольное уничтожение полезных рессурсов, загрязнение окружающей среды, так что мы платим за ненужную и даже порой вредную продукцию не только деньгами, но и собственным здоровьем и будущим наших детей.
О какой нравственности можно говорить в обществе разделенном на господ и рабов, когда одним принадлежат все права и блага, другие же, а их кстати многократное большинство, лишаются даже самого необходимого? А ведь понятие нравственности и демократии предполагают обеспечение бесконфликтности общественных отношений, согласованность взаимодействия всех без исключения людей, создание устойчивых условий для их совместной жизни и свободного развития.
Только то и можно считать действительно нравственной ценностью, что соответствует разумной справедливости подлинно человеческих взаимоотношений, отношений где царят дружба, доверие, любовь, духовное единение, на основе плодотворного творческого труда и неугасимого стремления к познанию и более глубокому постижению мира. То же, что являет собой современная цивилизация, куда логичнее назвать царством подлой безнравственности, сознательной лжи и замаскированным под демократию насилием.
Каждое так или иначе организованное общество обладает тем уровнем культуры, на которую оно по своей нравственности способно. Всеобщая нравственность – единственно верное и необходимое средство, обеспечивающее высокий уровень культуры и достойную жизнь людей. Но это предполагает естественные права каждого человека, особенно только вступающих в жизнь детей. Они должны иметь равные возможности на воспитание, просвещение, образование и всестороннее развитие своих природных данных – независимо от материальных и духовных возможностей их непосредственных родителей.
И первейший долг общества и государства всемерно содействовать надежному обеспечению условий нравственно-культурного роста каждого из своих граждан, чтобы он мог подняться над животным состоянием и приобщиться к высшим достижениям общечеловеческой духовной культуры, основой которой является способный на самооценку критический разум, питающий подлинно человеческую нравственность, отличающую ее обладателя от животного.
В любом обществе нравственная культура каждого является необходимым условием нравственной культуры всех, поэтому каждый большой и малый коллектив, а тем более государственные структуры, построенные на разумных принципах, объективно всегда реально заинтересованны во всеобщем достойном бесплатном воспитании, просвещении и образовании всех своих членов и это является неотъемлимым атрибутом действительно культурного и свободного общества. Об этом писали и мечтали не только великие атеисты Демокрит и Эпикур, но и такие теисты как Платон и Аристотель.
По идеям классиков марксизма лишь так и должно строиться общество будущего. Начало такого строительства было практически осуществлено в России после победы Октябрьской революции при советской власти. И если теперь страна наша свернула с этого пути, судорожно пытаясь восстанавить капитализм, то удивляться разгулу бескультурья, аморальности, терроризма, организованный преступности и криминала, парализующего все усилия честных труженников выбраться из нужды и социальных бед – не приходится.
Тем более тщетны при этом попытки наладить гармонию взаимоотношний человеческого общества с природой, обуздать хищнический, хапательный инстинкт частнособственников, рассматривающих окружающую среду, как свою безраздельную вотчину, которой они имеют право пользоваться для собственного удовольствия, бесконтрольно распоряжаясь ею в интересах своего непомерно разросшегося частнособственнического желудка.
При этом они даже не помышляют о том, чтобы достойно заботиться и правильно питать собственное сознание. Четко работающие мозги им нужны лишь для успешной борьбы с себе подобными хищниками-конкурентами, но для этого достаточно, оказывается, использовать и чужие головы, покупая их подешевке у неимущей, вымирающей от голода собственной и зарубежной интеллигенции, особенно в технически отсталых и малоразвитых странах.
Как наглядно показывает опыт, проводимых у нас теперь «демократических» реформ, провозглашение принципов частнособстеннических буржуазных свобод, при одновременном попрании идей социальной справедливости и коллективизма, опирающихся на национализированную общественную собственность, является просто напросто плохо замаскированным лицемерием государственного права, в полной мере восстанавливающего, свергнутые в Октябрьскую революцию взрывом общенародного гнева, ненавистные отношения господ и рабов.
Но напрасно новоявленные господа лелеют надежду на легкую, сладкую жизнь за счет грабежа и обворовывания себе подобных. Очень скоро им станет ясно. что ложь и насилие, временно принесшие им власть, отравляют и их жизнь, лишают нормального развития и будущего и их собственных детей. Да и рабы сейчас явно поумнели. Если они так легко отвернулись от вчерашних болтунов псевдокоммунистов, то уж к сегодняшним-то лжедемократам у них симпатий ничуть не больше и терпеть долго свое плохо прикрытое рабство они не будут. Кстати, и ученая интеллигенция сейчас быстро умнеет. Покупать ее жалкими подачками становится все сложнее. История учит всех.
Новое ноосферное миропонимание, базирующееся не на спекулятивных выдумках и фантазиях продажных знахарей-борзописцев, а на знаниях реальных законов социального и индивидуального развития людей, становится постепенно достоянием и трудящихся масс, сознающих уже абсурдность деления на части живого единого духовно-материального тела человечества, неразрывно связанного с постоянно питающей его матерью природой. Растущее осознание опасной порочности паразитирования, основанного на имущественном или сословном неравенстве, выбивает почву из под ног господствующего пока еще правящего меньшинства, лишая его возможности навязывать подавляющему большинству народа свою волю.
Само деление на господ и рабов, на богатых и бедных начинает в корне менять свое значение, приобретая не столько классовый антагонистический характер, сколько морально-нравственный смысл. Ведь и среди богатых и среди бедных могут оказаться как честные, так и воры. И разве не может быть богатства, нажитого честным трудом, талантом и выдающимися способностями, как и бедности, обусловленной распущенностью и ленью? Так что, если сегодня серьезно говорить о классификации граждан, то различать их следует не только по уровню доходов и принадлежности к властным структурам, но и по качеству их сознания, побуждающего честно трудиться на общее и связанное с ним личное благо, или воровать и грабить. вредя другим и в конечном счете себе.
По нравственным параметрам, по ориентации сознания и по поведению в современном обществе есть два осовных противостоящих, антагонистических класса – это коллективисты и эгоисты. Первые – это люди высокоразвитого социального разума и чести, хорошо понимающие, что «плевать в колодец, из которого все пьют – глупо и нехорошо», как неразумно и подло лишать своих собратьев по крови и разуму плодов их труда. Это нормальные граждане, осознающие реальные жизненные ценности, берегущие свою свободу и не покушающиеся на свободу и достояние других. Такие люди способны на бескорыстную дружбу, любовь и взаимопомощь, сплачивающую их и позволяющую мирно и плодотворно жить и развиваться, своевременно заботясь о сохранности и чистоте собственного общего дома – кормящей всех Земли.
Вторые же – это люди с недоразвитым социальным сознанием, отравленные частнособственнической идеологией, тщеславно претендующие на господствующее, привилегированное положение в обществе, заботящиеся лишь о себе и собственной семье, способные жить паразитируя и отнимая у других плоды их трудов и свободу. Такие граждане меньше всего помышляют об общем деле, долге, помощи ближним и если объединяются, то только с себе подобными, групируясь в хищнические стаи, кланы, партии, обычно умело маскирующие свое истинное лицо, чтобы удобнее было грабить и обирать остальных. О необходимости поддерживать чистоту и порядок в общем природном доме они не задумываются.
Конечно, кроме этих двух основных классов имеется и множество других, где столь разнополярные, «классовые» различия, выражены не так четко. К тому же качество сознания у каждого человека не является врожденной, неизменной данностью. Оно способно меняться - эволиционировать, при нормальном развитии, или - деградировать, при духовно-телесных заболеваниях и психических расстройствах. Разумеется, не всегда человек сам непосредственно, лично виноват в ошибочном выборе жизненной ориентации. Ведь социальные убеждения формируются и родителями, и школой, и сословной средой, и, наконец, государством, а их, как время и место своего появления на свет, мы не выбираем.
Поэтому относиться к виноватым и неправым следует с известной гуманностью, понимая, что если можно помочь человеку исправить ошибочный выбор, то следует постараться это сделать и не надо спешить осуждать и карать его, лишая возможности духовного роста. Впрочем, это не значит, что если невежды бьют тебя по левой щеке – надо трусливо подставлять им и правую. Однако знать меру и предвидеть последствия своих деяний обязан каждый, кого природа наделила разумом. Чего нельзя требовать от свиньи и шакала, мы вправе потребовать от человека.
В вопросах социальной психологии особенно важен системный, научный подход. Сознательная жизнь людей, как показывает практика, развивается не стихийно. Это процесс, который может менять вектор своего движения. Эволюция, как программа усложнения, заложена лишь в начальной (семенной) форме жизни, а взрослое наше критическое сознание (т.е. осознание качества собственной сознательности) способно влиять на ход и направление самого процесса, кардинально меняя его духовную составляющую. Коллективное, разумно согласованное общественное сознание, обладая многократно увеличенной энергией, соединенных в нем сил, может довольно быстро помочь трансформировать сознание отдельных индивидов, поднимая его из полуживотного состояния и полностью преображая личность.
Однако, те, у кого сознание не способно еще критически отслеживать свое качество, тщетно будут ждать пока общественная, коллективная сознательность автоматически преобразит их задубелые, нездоровые головы. Для этого ведь необходимы собственные и не малые усилия, которые позволяют любому человеку при большом желании преодолевать житейские невзгоды и сохранить свое человеческое лицо даже в самых жестоких и трудных обстоятельствах. Больше того, по утверждению мудрецов древней Эллады, да и других народов, именно преодоление сложнейших препятствий, а порой и телесных мук, возводит человека к вершинам духовной зрелости. Поэтому не зря говорят, что: «страдания – кратчайший путь на Олимп!»
Разумеется, обычный нормальный человек не станет сам себе желать зла, но он может не понимать законов энергетической и структурно-функциональной общности, связывающей его, общество и природу в единое целое. Это и вызывает у многих дробление целостности мировосприятия на отдельные изолированные фрагменты, при изучении казалось бы внешне не связанных друг с другом явлений, областей наук и даже разных частей одной научной области. Задача современных ученых и состоит в том, чтобы увидеть глубинные принципы мироздания, обнаружить Законы законов, по которым идет процесс самоорганизации самых сложных живых систем и, детально разобравшись в них, помочь всем, кто занимается другими видами деятельности, осознать это неразрывное единство.
Только такой своевременно налаженный информационный обмен позволит достаточно быстро преобразить сознание большинства людей и построить общество на принципах разумного самоуправления, без применения насилия и новых кровавых революционных потрясений. Только такой путь ведет к действительно прочному миру и согласию, давая возможность преодолеть назревающий экологический кризис, реально угрожающий жизни на планете.