Системный кризис

 

Когда зажат свободы глас

Всем правит бюрократов класc,

Кто вверх пролез тот победитель,

А ты лишь раб - производитель.

 

Автор

 

Интереснейшую теорию, позволяющую реально приступить к мирному строительству социально справедливого бесклассового общества, разработал талантливый русский ученый Валерий Иванович Пунтус. Его идеи многополярного мира и регуляции энергобаланса через трудовую собственность, оформленную в правовых документах, набирают силу, завоевывая все больше сторонников. Эта концепция становится важным звеном в сплочении прогрессивной общественности не только у нас, но и во всем мире, что дает основание надеяться на преодоление современного кризиса, угрожающего жизни на планете. Конечно, усвоение нового миропонимания требует известных усилий со стороны зомбированного на ростущую потребиловку массового сознания, однако можно не сомневаться, что и последнее сумеет вскоре постичь эту спасительную для всех истину, сколь бы сложной та не казалась с первого взгляда.

Человек принимает очевидное как аксиомы на веру без доказательств и, опираясь на логику собственного разума, создает теории  для руководства к действию. Жизнь и дела наши либо подтверждают правильность таких догадок и тогда те обретают статус научных истин, либо они не имеют успеха и значит теоретические положения, разработанные ранее, были неверны. Нравственный тупик, политический кризис и экономическая несостоятельность, которые мы теперь столь болезненно переживаем, - все это говорит о том, что у нас (у большинства россиян) нет пока ясного, подлинно научного миропредставления и многого мы еще просто не понимаем.

Нет нужды доказывать, в каком незавидном положении оказалась сейчас наша недавно еще столь могучая, великая держава. Хочется надеяться, что это временно. Однако далеко не все разделяют печальную участь отечества. Напротив, появилось немало людей, которых пострадавшими не назовешь. Здесь не только преуспевающая политическая и экономическая элита вместе с авторитетами от криминала и СМИ. Здесь и «простой» народ – все те, кто обслуживает, учит, лечит, охраняет и развлекает быстро разбогатевших вдруг реформаторов и их закордонных спонсоров-покровителей.

По логике борьбы, кажется, надо бы признать господство сильных, предприимчивых, удачливых как природную закономерность. Чем больше богатых, тем богаче должно быть общество! Победителей не судят! С этим можно было бы согласиться, если бы страна и остальной народ не оказались на грани выживания и крайней нищеты. Естественно, что такое положение не устраивает тех, кто не вписывается в новый порядок. Растет социальная напряженность. Общество раскололось.

Одни процветают, полагая, что идет давно назревшее обновление России, другие стонут, вымирая и предрекая гибель страны. Ни первые, ни вторые, впрочем, не способны пока дать убедительного проекта будущего, который помог бы сплотиться и чтобы за ним могло уверенно пойти голосующее на выборах большинство. Усиливающийся хаос в политике, культуре и экономике создают  реальную угрозу нашему существованию. Это означает, что общество в целом находится в глубоком системном кризисе.

Что делать? Попробуем разобраться в происходящем. До сих пор человечество, как и остальной животный мир, развивалось по объективным природным законам. Бытие преимущественно определяло сознание и сама жизнь наша справедливо рассматривалась как борьба. Борьба не на жизнь, а на смерть, борьба противоположностей, предполагающая развитие. Общество делилось на враждующие, антагонистические классы, народы, нации, кланы, группы и т.п.

Но вот, благодаря бурной, все набирающей темпы научно-технической и информационной революции, мы подошли к моменту, когда дальнейшее наше развитие, как личное так и общественное, все больше начинает зависеть от сознания и субъективный фактор все больше влияет на бытие. Научный подход и здравый смысл требуют теперь совсем иной логики поведения. Не братоубийственная борьба, а лишь мирное сосуществование и гармоничное сопряжение полярных сил, способно сегодня открыть перед нами врата будущего и позволить успешно без кризисов, войн и революций развиваться дальше.

По существу идет смена мировозренческой парадигмы, когда вместо сугубо идеалистического (интеллектуально-рассудочного и, как правило, религиозного) или только материалистического (порой просто материально-вещественного) понимания бытия, которые царили в далеком и недавнем прошлом, утверждается слияние духовного и материального, что дает возможность формировать новую действительно очеловеченную цивилизацию. Разумеется, это требует пересмотра многих устаревших базовых понятий, которые оказываются не способны уже передавать суть нового. А пересмотр, как известно, поначалу всегда раздражает, отталкивает и необходимо напряжение ума и воли, чтобы отказаться от привычных убеждений.

Так было и при переходе на модель мира Коперника, когда его открытия казались абсурдом. Но если тогда изменялись представления о мире внешнем, физическом, то теперь происходит  переоценка явлений и внутренних, духовных. Это связано прежде всего с главным отличительным признаком человека, делающим нас не просто составной частью объективно существующего реального мира, но и такой его частью, которая способна преобразовывать себя и окружающее. Таким отличительным признаком является глубоко осмысленный труд людей.

Но труд - это не только целесообразная деятельность, направленная на создание внешних вещественно-материальных и внутренних духовных ценностей, это и процесс постоянного общения с природой. Такое общение требует на современном этапе строгого самоконтроля и ответственного отношения к природе, чтобы не разрушить по неведению наш общий космический дом. Труд сделал нас людьми, он помог создать высокотехническое индустриальное общество, но без должного осмысления его закономерностей он может привести Землю к развалу, а ее обитателей к исчезновению. Лишь знание и четкое научное понимание законов общественного развития позволит человечеству успешно строить надежное здание будущего и убережет нас от все ускоряющегося безумного бега в никуда.

Пока же мы, к сожалению, настолько привыкли к войнам, к борьбе за торжество «Добра над Злом», к победе сильного, как основе естественного отбора, к господству передового класса, как движущей силе прогресса, к сглаживанию и уничтожению противоположностей, - что перестали сознавать неизбежность противоположных начал в природе. Мы даже не понимаем уже, что иногда одно не может быть без другого в принципе. Как не может существовать Добро без Зла, Свет без Тьмы, Свобода без Уз. Если всем очевидно, что мужской мир немыслим без женского, то далеко не все, даже среди ученых, понимают, что в реальности не возможен духовный мир без материального, и наша задача не утверждать господство одного над другим, а их сохранение и гармонизация.

До сих пор человечество, как и в прежние стародавние времена, оказывается расколотым. Одни свято верят в существование Идеального Высшего Разума, связывая свои убеждения с той или иной религиозной концепцией, другие считают себя материалистами-атеистами, отстаивая, как им кажется, подлинную науку и напрочь отвергая все духовное. Кто из них прав? Ни те, ни другие! Потому что в действительности Вселенная наша имеет два неразрывно слитых начала, две равноценные сути: материальную и идеальную. Ведь то, что мы называем духовным, интеллектуальным, психическим – это разные названия идеального, только кажущегося нам нематериальным, хотя на деле-то являющееся также вполне материальным реальным миром. Живое тем и отличается от мертвого, что в нем слиты воедино дух-сознание и костная бессознательная материя. Живой человек - носитель духовной энергии, мертвый – это только материя, оболочка.

Настало время научиться познавать и применять на практике не только наружные, видимые простым глазом, физические, но и внутренние, обнаруживаемые лишь с помощью ума, социальные законы с тем, чтобы гармонизировать собственную общественную жизнь, чтобы обходиться без войн и тщетной, бесполезной борьбы там, где она не уместна, где от нее исходит лишь угроза самоуничтожения. И это не утопия, утопией является попытка одержать победу одного непонимания над другим. Неверных путей много, правильный же - один. Критерием истины здесь может быть лишь сама жизнь или по крайней мере ее качество. Последнее же во многом зависит от нашей осмысленной трудовой деятельности. Как явление вполне реальное труд имеет две составляющие материальную и духовную-идеальную. Каждый разумный акт – это сопряжение усилий ума и воли, души и тела. И то и другое требует затрат энергии.

Конечно, пустопорожние мысли-фантазии, как и идеи сумасшедшего или накурившегося гашиша наркомана, тоже реальны, однако они не способны выражать историческую закономерность и материализоваться, воплощаясь в живое тело подлинной истории, являясь лишь никчемными завихрениями больного воображения. Пропорции умственного и физического могут быть различны, но это касается различия форм труда, а не сути. Общей мерой осмысленного труда является его количество, его энергетика. Наш труд – это и интимный процесс. Внутри человека происходит обращение духовных и материальных сил. Внешней реальностью становится результат труда, далеко не всегда только в грубо-материальной, видимой со стороны форме.

Поняв, что побуждает человека напрягать усилия души и тела, затрачивать собственную энергию, можно будет понять движущие силы цивилизации. Стремлением к удовлетворению материальных и интеллектуальных потребностей все не объяснишь. Вероятно, не малую роль играет и присутствие врожденного чувства справедливости, «законности» наших постоянно растущих претензий. Раскрыв природу осмысленного труда, выявив его общую меру, можно будет найти реальные критерии оценки происходящего. Пока же эмоции и разнопартийные политические игры скрывают суть происходящего, и мы не можем принимать правильных решений ни в экономическом, ни в нравственном, ни в государственном планах.

Чтобы понять природу сознательного труда, придется уточнить само понимание Человека и Природы. Человек как часть природы несет в себе всю палитру ее свойств: духовных и материальных. Это данность, и наша задача не искать ответ на вопрос, что первичнее и нужнее, а понять законы взаимодействия двух разных начал. Наш разум и плоды его деятельности - это не только отражение объективных явлений и закономерностей, но и сами по себе они являются частью бытия, частью вполне реальной, хотя и не обязательно только внешне-видимой, материальной. И подчиняется Разум человека, как и все реальное, законам естественной логики. Наша задача - как следует понять эти законы и действовать строго в соответствии с ними, а не пытаться навязывать Природе свое собственное непонимание.

Признание реальностью существования наряду с видимыми материальными и невидимых внутренних  духовных свойств мыслящей субстанции, представителем которой мы являемся, помогает осознать значение труда как объединителя и общего знаменателя идеального с материальным. Как капле океана присущи все его физико-химические свойства, так и каждый из нас несет в себе все духовные и материальные свойства Природы. Древние давно это поняли, утверждая, что «Бог в каждом из нас», «Познай себя – познаешь мир». Живой человек и есть носитель духовной сути, тот мыслящий и самосовершенствующийся инструмент, посредством труда которого Природа может осуществлять сопряжение материальных и интеллектуальных сил в процессе своего дальнейшего развития. В этом главное отличие людей от других существ.

Труд человека способен менять структуру Природы, создавать новые формы существования реальности, которые не имели ранее материального выражения, т.е. создавать искусственный мир. Все искусственное, способное к проявлению, - это не что иное как плод сочетания духовного, идеального, мысленного с материальным. Здесь не только плотины, атомные реакторы, литература и другие творения человека. Здесь и информационное пространство и открытые законы и весь опыт прошлых лет, запечатленный в организационной структуре общества и государств.

Все, что порождает духовнофизическая деятельность, что несет в себе запечатленный след труда и осмысленного бытия человека, стали называть в начале ХХ века  Ноосферой. Термин этот ввели французские ученые Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден в 1927 году. Однако слово Ноосфера многими еще воспринимается как экзотика. Реально мы уже давно живем не столько в первозданном, сколько в созданном нами же искусственном мире, который начинает все более пагубно сказываться на окружающей природной среде, да и на нас самих. Понимание приближения возможной экологической катастрофы становится сегодня реальной силой, заставляющей нас спешно менять и прежнее миропредставление и связанную с ним устаревшую хищническую логику поведения, подстраиваясь под требования нового времени.

Признание растущего значения духовного, интеллектуального начала, преобразующего через осмысленный труд материальный мир, заставляет искать и более точную реальную меру эффективности всех форм самого труда. В первую очередь труда организационного как основы самоорганизации общества. Эта задача становится особенно важной теперь, когда мы вступаем в информационную, интеллектуальную эпоху, где все большая доля труда становится материально невидимой духовной. Мы уже говорим об информационных войнах, об интеллектуальной собственности, об информации как товаре, но не выработали еще общей меры экономики информации, меры реального значения интеллекта в производстве.

Если с оценкой производственных форм «материального» труда человек в основном почти справился, то при оценке труда интеллектуального вопросов больше чем решений. От неясности в этой сфере возникают и проблемы в организации всей экономики. Как организовать справедливое вознаграждение за труд так, чтобы общество в целом выиграло – вот главная проблема, которую предстоит решать в ближайшем будущем.

Очевидно - насколько труд обогащает реальный мир людей (материальный и духовный) - настолько он для них эффективен и ценен. В плане видимо-материальном это почти всем понятно. Труднее оценить реальную долю труда в сферах интеллектуальных, особенно в организационной. Прежняя полуживотная логика поведения, опирающаяся на культ борьбы, на господство силы (а точнее говоря, на насилие), приводили к тому, что бюрократические формы труда, столь необходимые в организации современного индустриального общества, лишались главной сущности труда – нести в себе энергию полезного всем нам созидания. Отсутствие должного механизма соотнесения затрат и вознаграждения за труд, в первую очередь труд творческий, управленческий, и является одной из первопричин современного системного кризиса.

Несостоятельность в плане мировозренческой в конечном счете неизбежно приводит к ошибкам в политике, культуре, экономике – во всех сферах реальной жизни. Поэтому, хотя правители наши постоянно твердят о том, что «хотят как лучше», получается-то у них - «как всегда». Властным бюрократическим структурам, чей труд оценивается ими самими, почти без связи с реальными результатами, куда легче отстаивать свою часто неверную «правоту», чем заниматься упорным духовным поиском, требующим немалых усилий ума и воли. Их «творчество», как правило, ограничивается умелой подтасовкой фактов, пустословными обещаниями и ложью, позволяющими паразитировать за счет других. Это и ведет к разрушению общественных связей, к развалу хозяйства и страны в целом.

 

 

Hosted by uCoz