Типы людей и борьба противоположностей

Все происходит через борьбу и по необходимости.

Враждующие противоположности соединяются…

Гераклит

 

Чтобы понять природу труда, его сущность, необходимо рассмотреть еще одну естественную категорию реального мира. Такой категорией является энергия. С одной стороны, это мера движения, с другой – способность совершать действие. Энергию нельзя потрогать, пощупать, услышать непосредственно, но мы ощущаем ее на себе опосредованно через органы чувств и приборы, способные воспринимать ее силы, называемые еще полями. Понятие ноосферы связано с осмыслением полевой природы реального мира. Где поле – там и энергия, способная при определенных условиях материализоваться.

Так, простое полено несет в себе энергию тепла, которое становится реальностью при его сжигании. Мы знаем, что даже небольшая часть массы урана несет в себе энергию, способную совершать гигантскую работу. Человек же может производить продукт труда, который несет в себе значительно больше полезной энергии, чем только видимые материальные затраты. В искусственном мире, создаваемым осмысленным трудом, запечатлена не только внешняя видимая, но и внутренняя, незримая духовная энергия труда. Таким образом, можно сказать, что осмысленный труд – это сугубо энергетическое, полевое понятие.

В процессе такого труда создается энергия продукта труда и потребляется энергия затрат труда. Человек выступает в роли носителя и преобразователя видимой материальной и невидимой духовной энергии Природы в новое ее качество. Труд не только переносит энергию, заключенную в материи исходных предметов, но и привносит свою человеческую, нематериальную энергию в продукт труда. Именно продукт сознательного труда «материализует» психическую, умственную энергию человека, доказывая тем самым реальность силы его духа.

Для обозначения количества труда в экономике используется слово «стоимость». Стоимость – это количество энергии, заключенной в продукте труда. Потребительная стоимость – это та часть энергии, которая может быть использована человеком. Продуктивность энергетического подхода в том, что он выявляет значение труда, как объединителя и общего знаменателя материального и духовного. Не менее важен здесь вывод о необходимости соблюдения людьми Закона сохранения энергии, называемом еще Законом баланса энергии или баланса стоимости.

Труд – это живой процесс. Мы берем блага от Природы и возвращаем в нее продукт своего труда. Часть продукта труда остается в нас, другая отчуждается во внешний мир. Позже мы берем уже облагороженную нами же Природу внешнего для нас мира и возвращаем туда новый продукт своего труда. Жизнь, таким образом продолжается, пока затраты собственных наших усилий компенсируются потреблением внешних благ, пока баланс энергии при производстве и потреблении не нарушается. В противном случае происходит истощение (материальное и духовное) и наступает гибель человека-труженника. Закон сохранения энергии действует как в плане личной, так и в общественной жизни.

Природа поступила мудро, наделив нас способностью к саморегулированию собственного энергобаланса. Когда люди свободны распоряжаться плодами своего труда, они берут по потребностям. Но хотя употребить больше (духовно-материальных благ), чем вмещается в нас в данное время, практически и нельзя, потребности-то наши, в том числе и духовные, могут расти быстрее, чем растут возможности их удовлетворения. А люди не в состоянии производить больше, чем пока на то способны. Только высоконравственный разум может тогда подсказать им реальную меру действительно необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности и дальнейшего успешного развития. Сознание становится при этом ведущей силой, определяющей их бытие. Так субъективный фактор формирует объективную реальность, помогая нам осознавать справедливость требований природных законов.

Разумеется, реальный взаимообмен Человека с Природой имеет значительно более сложный характер, чем простой обмен только энергетических сил. Тут и атомно-молекулярный обмен веществ, и информационный обмен, и наша способность запасать впрок стоимостные ценности. Особенно это касается сфер социальных, где современное производство предполагает бесперебойное движение товаров и капитала. Но Закон сохранения энергии действует везде и он повсюду неумолим. Так, невозможно увеличить общественное потребление духовных и материальных благ без соответствующего увеличения производительности труда, и наоборот, сокращение общенационального продукта неизбежно уменьшает долю, идущую на личное потребление, даже при самом справедливом казалось бы распределении.

Чтобы понять причины сегодняшних бед, обрушившихся на нашу страну, недостаточно утверждений, что мы бедны потому, что плохо работаем, или что плохо работаем потому, что мало получаем. Вероятно, куда большее значение имеет нарушение природного закона баланса энергии, провозглашенного на словах Советской конституцией: «от каждого по способности, каждому по труду», но на деле за 70 лет советской власти так и не претворенному в жизнь. Это в основном и привело к развалу наше недавно еще могучее союзное государство, бывшее оплотом надежд трудящихся всего мира на воцарение социальной справедливости.

Очевидно, восстановить и наладить российскую экономику как систему невозможно без соблюдения главных естественных законов. И здесь энергетический подход и разработка научных критериев в оценке духовных видов труда и интеллектуальной собственности может оказаться гораздо полезней, чем прежние замешанные на догмах и лозунгах идеалистические (религиозные) или псевдоматериалистические тоталитарные теории, успевшие уже утопить в крови миллионы людей и способные в будущем разрушить Землю, отняв жизнь у грядущих поколений.

Признав материальное и духовное как равнозначные свойства реальности, определив труд как природный механизм сопряжения психических и физических сил, попробуем с этих позиций понять суть современных социальных явлений и процессов. Рассматривая реальность сегодняшнего дня как уже сложившуюся данность, явно не имеет смысла ставить вопрос об ошибках прошлого. В действительной истории нет ошибок – есть лишь ее ошибочное понимание.

Многих не устраивает настоящая реальность. Это факт. Но многие – это не все. Других устраивают новые порядки настолько, что они не жалеют сил, чтобы их утверждать и отстаивать. Так было всегда, так происходит и сейчас. Одних реформы лишают всего нажитого и будущего, другим дают все: власть, свободу, деньги, зрелища. Можно ли сказать какой порядок лучше, а значит и справедливей, не определив критерия справедливости. Ведь для каждого справедливым оказывается лишь его собственное мнение.

Принимая существование одних и других как данность, вероятно, следует отказаться от попыток строить мир, общество, государство только из единомышленников. Невозможно и переделать устойчивую психическую природу людей, изначально предполагающую различие типов, способностей к восприятию, и наличие множества индивидуальных особенностей. Но значит ли это, что нельзя создать такую общественную систему, с таким порядком, который не будет подавлять ни одних, ни других, а напротив, будет максимально освобождать энергию труда тех и этих? Конечно, возможно! И сделать это под силу только хорошо развитому Сознанию. Только оно способно выявить общие критерии полезной для всех социальной справедливости, ведущей к общей гармонии.

Реформы последних десятилетий, при всей своей разрушительной несообразности, дали свободу волеизлияния собственных взглядов каждому, без оглядки на господствующую «единственно верную» идеологию. Они обнаружили не только сам факт деления людей на одних и других по духовной натуре, нраву, типу психики, но и дали фактический материал к размышлению о самой сути различий. В этом позитивная общезначимость реформ как «исторической необходимости». Свобода совести, при «демократии» без ответственности, обнажила собственное нутро каждого, и мы воочию убедились в своей неоднородности.

Теперь не так уж трудно понять, что победы одних над другими и господство сильнейших, царившие в прошлые эпохи и вполне соответствующие тогдашнему полуживотному состоянию общества, в новых кардинально изменившихся условиях современного бытия человечества, в условиях все ускоряющегося, необратимого хода научно-технического прогресса и индустриально-информационной революции, становится опасным заблуждением, грозящим всем нам реальным самоуничтожением. Так что хотим мы этого или нет – от многих замшелых мифов и устаревших представлений пора отказываться. И в первую очередь необходимо пересмотреть истинность утверждений о том, что «борьба не на жизнь, а на смерть – неизбежна, что она определяет сильнейшего и победитель всегда прав».

О типологических различиях людей было известно давно. С незапамятных времен в обществе находились разнополярные натуры, более или менее противостоящие друг другу. Натуры мечтательные создавали в тайниках своей души воздушные замки, мистические идеи и соответствующие им символы. Натуры практические, приводящие все в порядок, пытались строить из этих идей и символов прочные культовые системы, основанные на устоявшейся догматике. Собирательными прообразами таких человеческих типов стали древнегреческие философы Платон и Аристотель. Хотя в реальной жизни у каждого есть начала «платоновские» и «аристотелевские» – преобладание того или иного свойства позволяет отнести конкретного человека к тому или иному типу.

Современная психология тоже разделяет людей по психологическому строю на интравертов и экстравертов (эгоистов-индивидуалистов и альтруистов-коллективистов) в плане социальной ориентации. Разные, порой прямо противоположные отношения людей к существующим порядкам часто объясняются именно этим. И каждый считает правильным только свое. Таким образом, понятия морали, нравственности, справедливости оказываются далеко неоднозначными. Отсюда оппортунизм, беспринципность, отсутствие элементарной логики и здравого смысла в действиях и теориях казалось бы нормальных с виду людей. Особенно это касается таких сфер, как общее миропонимание и связанное с ним социальное устройство, до сих пор во многом базирующееся на догматических посылках и антинаучных культовых представлениях.

Именно поэтому в сегодняшней жизни людей многие еще пытаются доказывать свою справедливость, используя закамуфлированный или даже открытый террор и безжалостно уничтожая оппонентов как враждебную силу. Религиозные войны всегда были самыми непримиримыми и жестокими. И современная реальность убедительно подтверждает это. Иные представители христиан и мусульман, левых и правых, либералов и монархистов, капиталистов и коммунистов, интернационалистов и националистов – самим фактом своего существования каждодневно доказывают многозначность духовного мира и полное непонимание этого. Бессмысленно искать среди них правых и виноватых, справедливых или несправедливых. И те, и другие по большей части не правы. Но и те, и другие обычно правы в том, что доказывают несостоятельность друг друга. Так что удивляться грязному политиканству в борьбе за власть и кормушку не приходится.

Принято считать, что в Природе всегда все целесообразно. Один вид животного или растительного мира потребляет другой и сам является для кого-то пищей. Гибель одних дает возможность существовать другим. В этом понятная для всех суровая правда жизни. Никто и ничто в реальном мире не питается святым духом. Но значит ли это, что мы должны подавлять и истреблять себе подобных, а одни народы -  порабощать и господствовать над другими? Может быть как раз наоборот? Возможно, различия в социальной ориентации так же полезны для развития цивилизации, как и различия между полами для продолжения рода человеческого?

Ведь абсурдно полагать, что мужчины могут обойтись без женщин или что им так уж необходимо бороться между собой. Вероятно, куда лучше направить интеллектуальные силы на поиск взаимогармонии, чем пытаться обосновывать превосходство собственной натуры по каким-то религиозным, половым, родовым, национальным, имущественным, образовательным, профессиональным или иным признакам.

Очевидно, наши представления отнюдь не во всем соответствуют подлинной Природе. Как это ни покажется парадоксальным, но психологически противоположные натуры человека, как и многое, что не сразу укладывается в сознании обывателей, оказывается полезным и необходимым для общественного развития. Так уж устроен мир. И он не нуждается в нашем одобрении. Это мы обязаны правильно понять его. Понять, что социальные процессы объясняются не столько законами материального мира, сколько законами мира духовного, который (еще раз повторимся) вовсе не является лишь только отражением материального.

Неверные представления порой позволяют Эмоциям затмить Разум. Мы привыкли цеплять ярлыки Добра и Зла с позиций той или иной господствующей в данный момент идеологии (религии), не понимая, что Добро есть другая сторона Зла и только Сознание-Разум может помочь нам преодолеть собственное непонимание.Устранить субъективные эмоциональные помехи, мешающие осмыслить объективные закономерности в сфере социологии и экономике, позволяет энергетический подход, выявляющий значение труда как объединителя и преобразователя духовного и материального в единое реальное.

 Такой подход помогает понять целесообразность и взаимообусловленность существования противоположных натур и полярных стихий не только в разных отдельных индивидах, составляющих общество, но и в живом строе души каждого человека. С научной точки зрения деление людей на две натуры, типа Платона или Аристотеля (условно дадим им сокращенные названия П и А), может иметь столь же фундаментальное значение в социологии, как признание двух хромосом – мужской и женской (Х и У) в генетике.

Рассматривая осмысленный труд как процесс слияния духовного и материального, можно обнаружить, что натуры П и А различаются путями восполнения собственной энергии, затрачиваемой в процессе труда. Человек делит пространство жизни на внутренний и внешний миры безотносительно идеологи. Внутренний – это в основном мир духовный, внешний – материальный. Труд объединяет эти миры. В процессе труда идет преобразование внешней энергии предметов труда и внутренней энергии человека в продукты его труда. Продукты труда, отчуждаясь становятся внешним миром, обогащая тот и в то же время обедняя собственную энергетику творца.

Как же лучше, справедливей и полезней для индивида и общества соблюдать Закон сохранения энергии, закон баланса стоимости, от которого зависит успех гармоничного развития личности и общества в целом?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется рассмотреть еще ряд сторон многогранного реального мира. Сторон, непосредственно связанных с данной проблематикой. Есть два пути пополнения собственной энергетики: материальный (или внешний, видимый) и духовный (или внутренний). Нет нужды объяснять, как материальные блага восполняют затраты сил работника. Внутренний же источник имеет главным образом невидимую, духовную природу, тоже несущую в себе энергию. Доказательством последнего может служить любой пример высокопродуктивного труда. Так, работа художника, создающего картину и маляра, красящего забор, при одинаковом расходе краски и времени, имеет на рынке разную цену.

Люди противоположных натур отличаются различными способностями к восприятию внутреннего и внешнего. Натуры «П» лучше воспринимают первое, натуры «А» – второе. Одни наделены природной способностью пополнять свою энергетику за счет Природы непосредственно, другим необходимы другие люди, общество. Если учесть, что человек – это тоже часть Природы, то те и другие питают свои силы от Природы, но одни непосредственно, другие опосредованно через первых. Некоторые больше склонны к исследовательской, натуралистической деятельности. Здесь не только и не столько ученые, сколько люди, непосредственно работающие с первозданной Природой: крестьяне, шахтеры, лесорубы, рыбаки. Другие больше склонны к организационной, общественной деятельности, к поддержанию порядка, решению гуманитарных проблем. Здесь не только руководители, но и все, кто работает с человеческим материалом: от президента и законодателей до банщиков и тюремных смотрителей.

Не имеет смысла искать какой тип лучше и важнее – как бессмысленно утверждать, какой пол полезнее для продолжения рода человеческого. И тот и другой предусмотрен природой, значит, оба нужны и хороши. Разделение труда не нами придумано и не для того, чтобы противопоставлять людей по профессиональному признаку. Не должно быть противопоставления и по строю души, по социальной ориентации. Закон баланса энергии, уравновешивающий затраты и потребление, обязателен и для отдельной личности, и для общества в целом. Для общества это означает, что общее потребление не может быть больше производства в энергетическом, стоимостном плане. Если это происходит, то общество истощается и гибнет. Это очевидно! Не очевиден вопрос - как наладить механизм общественной саморегуляции. Общество берет «дары» Природы преимущественно через одни натуры (типа П), а организует их использование через другие натуры (типа А).

Когда человек один, врожденный инстинкт саморегуляции взаимодействует с Природой автоматически, следя за балансом его сил. В обществе картина в корне меняется, естественный механизм самодостаточности перестает действовать и каждый, находясь в одном общем жизненном пространстве, ограничивает своим присутствием поле возможностей и свобод другого, становясь заложником чужой воли и силы. В экономическом плане по прежнему каждый делит мир на внутренний и внешний, духовный и материальный, но человек начинает различать в них свое и чужое, свой и чужой путь возмещения собственных энергозатрат.

Все люди имеют одну анатомию души и тела. И у каждого есть два пути компенсации затрат и обогащения: внутренний и внешний. Однако чужак, вместе с его внутренним миром, всегда является чем-то внешним по отношению к собственной персоне. Появляется возможность восполнять свою энергетику за счет чужой духовной энергии, «материализованной» результатами труда другого. Для первого это благо, для второго совсем наоборот.

Поэтому достаточно некоторым субъектам натуры «А» злоупотребить возможностью брать чужого больше, чем они отдают своего, образуется дисбаланс для тех субъектов натур «П», у которых такая способность от природы или по убеждению слабее. Такое положение провоцирует вражду, постоянно нарушая внутренние связи. Когда же дисбаланс превышает критическое значение, начинается истощение всего общественного организма. В социальном плане это вызывает войны, революции, разрушения, в экономическом – спад производства.

Мы подходим к главному вопросу – как создать такой механизм энергобаланса, который мог бы защитить одних от умышленных или неосознанных и невольных посягательств на плоды их труда со стороны других. Речь идет, конечно, о стоимостном содержании продуктов труда, ибо общественное разделение труда как раз и предполагает взаимообмен продуктами труда. Как же организовать общество так, чтобы не нарушать Закон сохранения энергии, чтобы свести к минимуму дисбаланс человеческих созидательных сил?

 

Hosted by uCoz