Собственность и свобода

Без реальной собственности не может быть реальной свободы,

это две стороны одной медали.

В. И. Пунтус

 

Из истории прошлого хорошо известно, что основным содержанием прав всегда являлись отношения собственности. Учитывая значение труда как важнейшего фактора, объединяющего духовное с материальным при создании новой реальности рукотворного мира, мы приходим и к осознанию естественного права на трудовую собственность. При этом само понятие собственности значительно расширяется.

Из области лишь вещественной она выходит в область, включающую и чувственно-интеллектуальное ( т.е. психическое). Разобравшись в природе труда, нетрудно понять и природу собственности как носительницы результатов труда, вмещающей в себя все формы энергии, все ценностное количество труда. По сути в ней заключена и возможность продолжения жизнедеятельности ее создателя.

Для человека, как творца, право собственности – это свобода распоряжаться собственной энергией, владеть и пользоваться ею по мере собственных потребностей и стремлений. Без реальной собственности не может быть и реальной свободы, это две стороны одной медали. Это такое же естественное свойство реального мира, как существование живых существ, как принадлежность к тому или иному виду.

Таким образом, только правильное понимание отношений собственности может подсказать нам «что делать», как лучше выбираться из того незавидного положения, куда завело нас неведение и легкомысленное доверие к лживым корыстолюбцам, прорывающимся во власть. Все осознают и чувствуют, что это – центральный вопрос современных общественных отношений. Что именно это определяет и сущность социального строя, и его название, и основные коллизии новых реформ. Все остальные проблемы - от защиты прав человека до самой возможности нашего выживания – это лишь следствие гармоничности отношений собственности.

 Казалось бы, все тут ясно. Однако многие еще не понимают, или делают вид, что не понимают, кому и что должно принадлежать по естественному праву собственности. А ведь нам вовсе не надо изобретать особые весы или калориметр для измерения количества труда материального или умственного. Достаточно выявить сам естественный процесс образования собственности и механизм, соответствующего ему наиболее целесообразного распределения. Одним из таких основных распределительных механизмов, хотя и не единственным, является рынок.

Право собственности, запечатленное в рукотворном праве, и должно выражать как процесс образования, так и механизм распределения собственности. Ведь человеку важна не сама собственность, а то, насколько он может ее использовать. Свободы, достигнутые обществом, фиксируются правом собственности. Свободы без собственности – утопия, пустое сотрясение воздуха. В реальном мире свободы одного ограничивают свободы другого. Провозглашение всех свобод в обществе равносильно признанию звериного закона джунглей.

В плане осознания неизбежности существования в обществе психологически противоположных натур это означало бы оставить беззащитными натуры менее агрессивные перед более эгоистическими и агрессивными. Но натуры менее агрессивные более творческие и производительные, И для общества в целом такое положение может оказаться гибельным. Это и подтверждает наша сегодняшняя реальность. Цивилизация началась не с завоевания свобод, а с ограничения их через право собственности.

Общественное развитие шло не по логике завоевания каких-то абстрактных свобод, а по логике ограничения свободы захватывать чужое, Главный Закон самоорганизации общества – это закон ограничения свобод, позволяющих присваивать чужое. Утверждение полного естественного права на созданную личным трудом или в коллективе собственность и ведет к невозможности присваивать чужое. Для этого все, создаваемое каждым человеком и коллективом, надо оприходовать, как предмет собственности, тогда не будет ничейных предметов, на которые смогли бы покушаться любители чужого.

Именно по такому пути развивались отношения собственности в историческом плане. Рабовладельческое право лишало рабов всякой собственности. В результате они работали на господ из-под палки и развитие производительных сил и самого общества шло крайне медленно. Феодальное право позволило крестьянам и ремесленникам частично пользоваться плодами своего труда, у них появилась собственность, и это привело к значительно более быстрому росту производства. Капиталистическое право, дав предпринимателям возможность пользоваться плодами чужого труда как своей собственностью, привело к индустриальной революции, и производство стало расти невиданными прежде темпами, порождая одновременно социально-экономические кризисы и угрозу экологической катастрофы

По логике дальнейшего развития социалистическое право собственности должно ликвидировать возможность присваивать плоды чужого труда, как прошлого, так и настоящего и привести к безкризисной экономике. Попытка создать такое право в России потому пока и не удалась, что вместо того, чтобы продолжать историческую логику, была оставлена (хотя и замаскированная, но вполне реальная) свобода-возможность пользоваться чужой собственностью. От того, что вместо прежних господ – помещиков и капиталистов, она попала в руки нового класса номенклатурных госчиновников бюрократов - суть не изменилась. Осталась и эксплуатация и все вытекающие отсюда «прелести», что и привело в конечном счете к реставрации у нас старых дореволюционных капиталистических порядков.

Но опыт прошлых лет не прошел бесследно. Теперь многие уже осознают значение собственности и понимают необходимость оприходования и строгого контроля со стороны общественности за всем, что составляет национальное, государственное и коллективное достояние. Так что полное право собственности можно назвать естественным трудовым правом, дающим человеку полную свободу владеть, пользоваться и распоряжаться плодами своего труда. Разумеется, это предполагает уважение этических норм, чтобы не наносить ущерб окружающей среде и другим членам общества. Остается только заключить такой механизм в рукотворное право. И главным его стержнем должно быть – отсутствие возможности присваивать чужое.

Каждый человек в общественных отношениях является и суверенной личностью и частью общего организма. Соответственно он производит два вида собственности: личную, как личность, и долевую, как часть общественного организма. Долевую собственность, создаваемую в коллективе, еще называют коллективной. А все, что создается человеком, как частью нации, государства, называется национальной, государственной собственностью. Однако каждый труд конкретен, вначале собственностью становится продукт труда, затем натуральная форма обращается в стоимостный эквивалент. Здесь в качестве общей меры выступает количество труда, его энергия и его стоимость.

Отношения собственности регулируют свободу человека в любой момент жизни по необходимости, по потребности восполнять дефицит собственных сил. Безусловно, если весь задел, весь запас жизненной энергии будет произвольно отчуждаться, то человек станет заложником тех, кто распоряжается его долей. Мы уже говорили, чем больше собственности, произведенной человеком будет в юрисдикции права, а не в воле другой личности, тем справедливей общество. Не уничтожение собственности особенно трудовой, а напротив, ее полное закрепление за человеком предусмотрено самой природой гармонично развивающегося общества.

Объектом государственной собственности являются природные ресурсы, транспорт, электроэнергия – все то, что не может быть собственностью личной или какого-то коллектива по своей природной сути, все то, что составляет национальное богатство, достояние страны и веками создавалось всеми. Управляет этой собственностью государство, и в этом его непреходящая роль. Социальные гарантии, пенсии, лечение, отдых – все это формы права долевой, коллективной собственности, за которыми обязано следить подлинно народное государство. Нет большего преступления, чем предательство интересов такого государства, чем расхищение его собственности и нанесение ущерба его жизнеспособности. В этом плане обретает смысл и патриотизм, когда вместо ни к чему не обязывающей монополии на любовь к отчизне, лишь как к месту рождения, патриот становится реальным хозяином национального достояния.

К сожалению, единого системного подхода в отношении разнообразных форм личной и коллективной (долевой) собственности у нас еще не выработано и это делает беззащитными их производителей перед произволом властных структур и криминалом. Право тогда становится реальностью, когда есть конкретный документ его защищающий и организация, практически осуществляющая такиу защиту. Таким документом может быть именной счет единого образца, где фиксируется доля каждого в коллективной собственности. Открывается именной счет с первым рабочим днем. Он имеет смысл экономического паспорта и юридически защищает владельца в той части трудовой коллективной доли собственности, которая ему должна принадлежать по праву. Размер доли определяется конкретным механизмом начислений, и чем более адекватен этот механизм естественному праву собственности, тем свободнее труд человека, тем выше будет производительность труда, тем богаче страна, нация.

Важно подчеркнуть, что энергетический, стоимостный подход универсален для каждого вида труда, для каждой профессии. Здесь нет деления экономики на производственную и непроизводственную сферу, на управленческую и крестьянскую работу. Есть только один критерий – количество энергии труда, умственного и физического, творческого или исполнительского. И каждый должен обладать свободой распоряжаться своей долей, за исключением, разумеется, предусмотренного коллективным договором и государственным правом разумных отчислений – налогов.

Конечно, конкретный механизм наполнения именных счетов требует научной проработки экономических отношений в новом свете. База такой науки создана. Взяв за основу труд как естественный показатель слияния духовного и материального в реальных результатах, определив собственность как свободу-возможность пользоваться и распоряжаться своим трудом, своей жизнью, мы получим системообразующий принцип самоорганизации общества в единый, целостный, слаженно работающий организм. Все другие решения защищают отдельные группы, слои, классы и подавляют свободный труд большинства.

Чтобы реализовать такую природную, естественную новую логику, остается «только» воплотить этот системный принцип в Право, в Конституцию. Лишь при условии сильной, здоровой государственной власти, ориентированной на защиту общенародных интересов и безкризисного общественного развития, может быть гарантирована независимость человека от произвола другого человека и самой власти. Это и есть действительно справедливое, демократическое гражданское общество, это и есть реальная свобода. Так мы получим ответ на извечный вопрос –  «как избавится от войн, революций, терроризма и реально растущей возможности бездумного самоуничтожения, нависающего над человечеством?».

 

Нет ничего полезней верной теории, дающей практическое руководство к действию. В этом свете неизбежно проведение двух реформ, которые должны воплотиться в конституционную норму. Это необходимо, чтобы процесс самоорганизации народа стал необратимым, как по отношению к недавнему номенклатурному, так и к прежнему досоветскому прошлому. Итак, надо осуществить всего две реформы, и вековая мечта мыслящего человечества и угнетенных всего мира обретет реальное воплощение.

Конечно, Добро не истребит Зло, Свет – Тьму, Дух – Материю, но жить станет интересней и веселей, потому что, вместо истребления себе подобных и полуживотной борьбы за выживание, мы сможем, наконец-то, серьезно заняться исследованием и преображением не только бесконечного во времени и пространстве беспредельно разнообразного мира, но и своего достойного бытия в нем. Какие же реформы надо провести?

Во-первых – РЕФОРМУ СОБСТВЕННОСТИ. Она закрепит естественное право полной собственности на труд. Это право гарантирует реальную свободу пользования плодами своего труда и даст возможность отказаться от элитарной модели общества, от логики диктата, от привилегий по национальному, имущественному, образовательному и по другим хитроумно надуманным цензам. Право полной собственности на плоды своего труда является отражением природного требования баланса жизненных сил, как основного закона жизни человека и общества.

 После принятия этого Права, должна быть организована разработка и принятие принципиально нового Кодекса труда, по существу являющегося Кодексом жизни, где будут конституционно закреплены механизмы реализации права на собственность личности, коллектива и всего государства.

Таким образом главное противоречие современного капитализма, состоящее в общественном характере производства и частном присвоении продуктов труда, может уже сегодня быть снято реформой, предусматривающей документально оформленный учет и бесплатное экономическое закрепление всей собственности-капитала страны (включая землю и полезные ископаемые) за всеми ее гражданами. Практически это осуществимо в ближайшее время х путем введения специально разработанных экономических паспортов.

Соединение живого труда работника с овеществленным прошлым трудом (капиталом) ликвидирует саму возможность эксплуатации человека человеком и в корне пресечет чиновный произвол, сделав всех тружеников действительными хозяевами собственной судьбы и страны, хозяевами кровно заинтересованными в безкризисном развитии общества на базе НТР и в ответственном, бережном сохранении Земли для потомков.

Такое закрепление собственности за тружениками поможет справиться с назревающими экологическими бедами, порождаемыми жестокой конкуренцией и стремлением побыстрей извлечь максимальную выгоду из капитала, не заботясь о будущем. Это позволит и каждому реально заняться личным развитием, получая необходимые средства и время.

Вместо спекулятивной «приватизации», связанной с куплей-продажей имущества госпредприятий и земельных наделов, хитроумно навязанных нашему народу продажными прозападными консультантами и «прорабами» перестройки, такая реформа устранит вопиющую социальную несправедливость, при которой в руки немногих попадает весь предпринимательский доход, а 99% населения остается без собственности в полной зависимости от власти олигархов и зарубежных компаний, заботящихся лишь о своей выгоде и преступно расхищающих национальное достояние России и общечеловеческие богатства планеты.

Следует, кстати, заметить, что попытки решения данной проблемы по моделям создания отдельных кооперативов с объединенной частно-общественной собственностью, предложенные в свое время М.А. Чертаевым, С.Н. Федоровым и другими способными реформаторами, хотя и весьма полезны в качестве накопления ценного опыта по организации самоуправления и ведения коллективных хозяйств на основе самоинвестирования, тем не менее не могут быть долговременно успешны, поскольку все подобные кооперативы оказываются прочно завязаны в единую госсистему, где плоды коллективного труда (как по закону сообщающихся сосудов) все равно будут отчуждаться от труженников и попадать в руки властных паразитирующих сруктур.

Во-вторых, РЕФОРМУ ВЛАСТИ. Право и власть – две стороны единого по сути механизма общественного строя. Реформа собственности требует приведения структуры власти в соответствие с новой структурой собственности, ибо право собственности и есть право власти. И сама власть должна формировать и поддерживать структуру образования и законного оформления собственности снизу доверху. Плоды общественного труда, национальное достояние и личные сбережения рождаются конкретным трудом конкретных людей, а не в результате развития неких «общественных производительных сил».

Внутри человека происходит слияние духовных и материальных природных сил, но не само по себе, а в результате хорошо осмысленного труда, который и призваны организовывать власть и право. На уровне первичного трудового коллектива так же, как и на самом верхнем уровне государственного аппарата, орган власти должен иметь двуединую структуру: законодательную и исполнительную, соответственно решая отраслевые и местные хозяйственные задачи.

Если на государственном уровне уже существуют две ветви власти как норма, то на уровне первичных трудовых коллективов такого понимания еще нет, идет стихийный процесс. Но именно здесь, в первичном коллективе создается продукт труда, здесь кухня всей национальной экономики. Здесь же и первопричина экономического успеха или несостоятельности страны и социального строя в целом. У нас еще плохо работает первичная экономика и все финансовые и силовые манипуляции государства пока бессильны наладить ее, потому что высокооплачиваемые правительственные чиновники вовсе не заинтересованы в том, чтобы научно разбираться в природных и общественных закономерностях.

Необходимы бескровные «хирургические» меры в самом нутре экономики, но для этого нужна реформа производственных органов управления, реформа образования и культуры. Нужно введение и грамотное использование хорошо продуманных форм самоуправления, прочно связанных с местными традициями и с общей системой управления государством. Важно, чтобы такая структура работала повсеместно и была стержневой осью в любом деле, будь то промышленное или аграрное производство, редакция, школа, театр, полк или частная булочная.

Производственный процесс должен протекать в правовом русле, то есть находить цивилизованное решение путем заключения официально оформленных трудовых договоров, а это возможно лишь в законодательном плане. Корни злокачественных явлений (коррупция, взятки, казнокрадство) могут быть ликвидированы только двузначной структурой первичной власти. Самое низшее звено хозяйственной ячейки, включая трудовую деятельность отдельных лиц, должно стать юридическим субъектом коллективной собственности, здесь будут решаться финансовые вопросы и в плане представительских интересов всего коллектива, и в плане ведения персональных именных счетов.

Таким образом, законодательное оформление полного права собственности на плоды труда каждого человека и построение двуединой системы власти, вытекающие из естественной структуры собственности, явится логическим завершением цивилизационного пути общественного развития.  Такое решение устроит все доброкачественные силы современного общества: и частных лиц, разных типов психологических натур, и приверженцев всех религиозных конфессий, и творческие хозяйственные коллективы, и областные, и республиканские образования, входящие в единое государство.

Так произойдет практическое слияние личных и общественных интересов, что на корню ликвидирует возможность злоупотреблений и паразитизма, позволив строить действительно мирный союз честных тружеников. Можно будет, не уповая на высшие силы (мессию) или на доброго барина (диктатора), который придет и всех рассудит, и не дожидаясь нравственного совершенства всех людей, уже сегодня с тем народом, который есть, создать царство разумной справедливости.

Главной пользой от таких реформ будет высвобождение труда натур производительных, коллективистских и ограничение разрушительных сил натур властных, эгоистических, что обогатит общество в целом, а значит и каждого из нас. Это будет торжество логики «богатое общество – богат каждый», а не ныне насаждаемые антинародными режимами временщиков лживые утверждения о том, что чем больше богатеев (даже воров-казнокрадов) тем будто бы будет богаче общество.

Так подлинная гармония станет не призраком, а реальностью и плоды ее, после принятия Декрета о собственности и Декрета о власти, каждый почувствует и ощутит на себе, став действительно богаче и сильней, избавившись от ловких коварных невежд-паразитов, мешающих нормальной эволюции и угрожающих сегодня самой жизни на Земле. Так постепенно будет завершена естественная логика развития в плане перехода к новой эпохе – эпохе разумно организованного мира, где труд человека объединяет духовные и физические силы, не противопоставляя одно другому, в угоду правящему меньшинству.

Это не утопия. Утопией являются любые попытки, вопреки естественным законам, добиться частного успеха и стать богатым при общем обнищании страны и большинства ее граждан. Такие попытки не только безнравственны, но в перспективе практически и безуспешны, потому что основная масса обманутого народа никогда не смириться с этим. Такова суть нового миропонимания, новой, по настоящему гуманной идеологии, где нравственность и здравый смысл несут в себе созидательную энергию не метафорически, а в самом прямом стоимостном выражении.

Проведение реформ, воплощающих в жизнь вековую мечту о социальной справедливости, и внедрение идей многополярного общества важно не только для налаживания нормальной жизнедеятельности и четкой работы органов управления внутри государства. Еще большее значение это будет иметь для современной организации международных отношений. В период начавшейся глобализации, когда почти все страны активно отстаивают свои интересы и ищут собственные пути развития, стремясь занять подобающее им место в мировом сообществе, такая миролюбивая идеология, отражающая объективные социальные закономерности, позволит сплотить все прогрессивные силы человечества для решения назревших экологических, экономических и политических проблем.

Во всех концах Земли происходит уже переосмысление ценностей и зреет понимание необходимости отказа от монопольного диктата какой-то одной страны или группы стран и построение свободного информационно открытого многополярного мира, отвечающего требованиям новой эпохи. От создания такого мира выиграют все люди и на Дальнем Востоке, и в Малазии, и в Европе, и в Африке, и на Американском континенте. В конечном счете от этого выиграют и все национальные культуры. В этом мире станут практически невозможными, возведенные сегодня в ранг государственной политики преступные махинации отдельных малочисленных групп интернациональных валютных спекулянтов из транснациональных корпораций, периодически ставящих целые страны и регионы на грань финансовой и экономической катастрофы, обрекая их народы на голод и вымирание.

В заключение еще раз попробуем схематично обозначить наиболее краткую формулировку идеологии многополярного общества и структуры социального строя, связанных с новым миропониманием. Такую идеологию можно свести к четырем основным положениям: «Уважение к разуму, вера в собственные творческие силы, любовь к детям и будущему, ненависть ко всему, что грозит лишить грядущие поколения дальнейшего существования и уже сегодня заставляет страдать подавляющее большинство человечества».

Справедливый же социальный строй, отвечающий требованиям современности, предполагает создание: «Сильного Правового государства, обеспечивающего всем участникам общественного производства возможность пользоваться плодами своего труда, защищающего все полезные демократические завоевания и организующего надежное самоуправление».

Правда, любые краткие формулировки, как и самые распрекрасные лозунги, могут оказаться пустыми благими пожеланиями, которыми легко мостить дорогу, куда угодно. Но будем оптимистами и выразим надежду, что и они многим послужат в пути доброй вехой. Ведь все мы желаем изменить свою жизнь к лучшему, хотя далеко не все еще хотят при этом менять себя. А мир наш таков, каким мы себе его представляем и каким делаем. И в немалой степени он зависит от нашего сознания. Следовательно, без улучшения последнего вряд ли удастся значительно улучшить собственное бытие.

Конечно, можно пытаться переделывать окружающее по меркам своего понимания, однако не стоит забывать и того, что как бы много мы уже не поняли, всегда остается безгранично огромная часть Вселенной, о которой мы еще почти ничего не знаем. Во всяком случае перестройку-преображение земной реальности всегда надежнее начинать с себя, чтобы не оказаться в роли слепого, бодро шагающего, неизвестно куда. Поэтому первое, что надо сделать – это постараться прозреть, увидеть собственными глазами куда и как дальше двигаться, чтобы не упасть в яму, из которой потом будет трудно или невозможно выбраться.

Неверных миропредставлений в сознании людей великое множество. Истинный же реальный мир, постоянно меняющийся в своем развитии, - один. В его познании и творческом преображении, наряду с собственным самосовершенствованием, - цель осмысленного бытия человека – как существа разумного. В этом и единственная возможность продлить и улучшить нашу жизнь, в щедро подаренном нам матерью природой земном саду. Заботливо сохранять и любовно ухаживать за этим прекрасным и, может быть, уникальным во вселенной природным садом – наш прямой, сыновний долг. Лишь добросовестно выполняя его, можно гордиться своим славным прошлым, заслуженно наслаждаться настоящим и мечтать о светлом будущем.

А будущего, не только светлого, но даже и самого тускло-серого, у человечества может и не быть. Так что безмятежно наслаждаться еще имеющимися пока в наличии, но быстро убывающими земными благами, и горделиво болтать о былом, могут теперь лишь те, кто не понимает, что без будущего все ценности прошлого ничего не стоят. Те же, у кого мозги на месте, уже начинают сознавать, что пора, не теряя времени, свернуть, наконец-то, с торной дороги безоглядного потребительства и паразитизма, угрожающих нашему дальнейшему существованию.

Пора отказаться от хищнического, безответственного грабежа себе подобных и окружающей среды. Пора заняться действительно научным, разумным переустройством общества, выбрав путь добрых, рачительных хозяев, заботящихся не только о себе, но и о потомках. Социально-экологический императив – настоятельное требование новой атомно-космической эпохи. Не считаться с ним могут лишь слабоумные выродки и явные эгоисты, которых, к сожалению, еще не мало, особенно среди правящих элитарных групп, обеспечивших себе, в силу объективно сложившихся исторических причин, временное изобилие за счет подавляющего большинства, обобранных ими людей.

Понимая, что жизнь есть движение, постоянное внешнее и внутреннее изменение материальных и психоментальных энергетических форм, человек уже ясно осознает, что будучи частью живой природы, он не может не изменяться. Но в отличие от других живущих на Земле существ, он обладает удивительной способностью логически мыслить, то есть критически использовать опыт прошлого и на этой основе предвидеть будущее, активно участвуя в собственном развитии.

Так воспользуемся же этой подаренной нам природой чудесной возможностью и займемся созидательным творчеством, начав преображение мира с себя и прежде всего с собственного сознания, которое одно лишь способно вывести нас на реальный путь общественного и личного благополучия, ведущего к подлинной гармонии счастливого бытия и великой радости осмысленного существования.

 

 

Hosted by uCoz